03.12.2021

ESG для девелопера: не только ответственность, но и бизнес-инструмент

02 декабря 2021 года в бизнес-клубе «Атланты» в БЦ «Романов двор» прошел бизнес-бранч «ESG для девелопера: в поиске фундаментальных решений». В ходе дискуссии представители экспертного сообщества, девелоперы и разработчики прогрессивных решений обсудили, как работает ESG-трансформация в строительной отрасли и зачем она нужна.
Во вступительном докладе модератор мероприятия управляющий партнёр ESGEEK Partners Илья Кармишин поделился данными международных исследований, доказывающих актуальность ESG-повестки. Согласно исследованию KPMG, 49% руководителей мирового девелопмента уже включили устойчивое развитие в свою корпоративную стратегию. «Повестка ESG — это не завтрашний день, это уже сегодняшняя реальность», — уверен эксперт. По опыту партнёрства в области устойчивого развития ESGEEK Partners, с помощью внедрения принципов ESG получалось снизить затраты на энергопотребление на 20-30%, общие расходы на офис — на 18%, а стоимость найма сотрудников – на 50%.
Для девелоперской отрасли важнейший аспект ESG-повестки — экологический. «В России ESG-трансформация находится в начале пути. Мы провели оценку выбросов парниковых газов: 30% даёт ЖКХ, 10% — строительство. «То есть основные выбросы происходят во время эксплуатации здания», — говорит Александр Пучков, руководитель направления Международное сотрудничество ДОМ.РФ. — Поэтому необходимы стимулы к повышению энергоэффективности зданий». В настоящее время ДОМ.РФ разрабатывает «зелёный» ГОСТ для строительства многоквартирных домов, в котором будут учитываться принципы международных стандартов BREEAM, LEED, DGNB.

Как и другие международные и российские эко-сертификаты, новый «зеленый» ГОСТ будет добровольным для застройщиков. Главный стимул для добровольной сертификации — запрос клиентов. В сегменте офисной недвижимости соответствие эко-стандартам давно является одним из важнейших критериев при выборе здания для крупных международных и российских компаний. По словам директора по работе с собственниками Knight Frank Елены Акатовой, в этом году были случаи отказа от размещения штаб-квартир в предлагаемых помещениях именно из-за отсутствия сертификата.

В жилом сегменте покупатели долгое время не обращали внимания на этот фактор. «Переломным стал 2019 год, когда «созрел» новый стандарт Well в своей второй версии, — Пётр Кирилловский, директор департамента развития продукта ГК ФСК. — Он говорит о том, что важно не только природу беречь от человека, но и человека от негативного воздействия окружающей среды. И эти принципы находят больший отклик среди потребителей на рынке жилья, особенно на фон пандемии. В 2020 году перед запуском проекта Sydney City — первого в России жилого проекта по стандарту Well — мы провели опрос, согласно которому 60% потенциальных покупателей были заинтересованы в том, чтобы купить квартиру в проекте, построенном по этим принципам».
Все больше компаний в мире инвестируют в энергоэффективные решения и стартапы. «Например, в 2019 году компания Shell купила немецкую компанию Sonne, которая занимается интеграцией солнечных станций и накопителей в частном секторе. BP тоже начинает активно покупать стартапы в области энергоэффективности», — рассказывает генеральный директор и сооснователь Volts Battery Александр Кияница.

Владимир Млынчик, сооснователь холдинга электрозарядной инфраструктуры ZEVS говорит, что компании начинают внедрять энергоэффективные решения во многом потому, что это модно, а уже в процессе осознают все преимущества: «Это как с электрокаром. Если однажды сел в электромобиль, никогда уже не пересядешь обратно за обычную машину. Но сделать этот первый шаг может быть сложно».
По словам экспертов, серьезным ограничивающим фактором для распространения электромобилей является недостаточное развитие инфраструктуры. «В Европе почти все новые жилые комплексы, а также бизнес-центры класса А и многие офисы класса B оснащаются зарядной инфраструктурой для электромобилей. Для пользователей это уже не элемент роскоши, это обыденность», — говорит генеральный директор «Рашн Чардж» Олег Борисов. В России инфраструктура для электромобилей пока не так развита, но, по словам генерального директора компании «Русская Зарядка» Андрея Кожевина, уже сейчас создание парковочных мест с зарядкой для электромобилей способно увеличить спрос со стороны покупателей жилья или арендаторов офисов.
Как отмечает руководитель направления устойчивого развития ГК «Ингка-ИКЕА» Милош Ковачевич, ESG-трансформация в компании не может пройти только благодаря решению руководства или созданию отдельного департамента: «Это постоянный процесс, который затрагивает все подразделения». Топ-менеджер Quadro Electric Technologies Сергей Батулин подчеркивает, что внимание к экологии и социальная ответственность должны стать новой нормой: «Мы начинаем переходить от внешних факторов, которые на нас давят (клиенты, прибыль, работодатель и т.п.), к внутренним стимулам. Мы собираем вокруг себя людей, которые осознают, что мир поменялся, и хотят тех же изменений, поскольку они соответствуют их личным ценностям». Заместитель директора по аренде Raven Russia Наталья Иголкина считает, что это объединяющие весь мир задачи: «На уровне стран эти проблемы осознаются, государства несмотря на текущие разногласия подписывают соглашения, которые накладывают на них конкретные обязательства. Это затем транслируется крупным компаниям, а через них на остальной бизнес».

Организаторы: ESGEEK Partners и E.Events


Фотографии и текст: E.Events
По вопросам СМИ: vl@energy-grp.ru