08.10.2021

ESG – не «хайп» и не благотворительность, а рациональный и бизнес-ориентированный тренд

7 октября 2021 года в бизнес-клубе «Атланты» в БЦ «Романов двор» состоялся бизнес-бранч «ESG-трансформация: на пути к устойчивому развитию». Эксперты обсудили основные ESG-практики, механизмы их внедрения в работу компаний и будущее этого тренда в России. В ходе дискуссии участники попытались ответить на вопрос: ESG – это в большей степени про этику и социальную ответственность или все же про бизнес.
Модератор дискуссии Игорь Коротецкий, партнер, руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития, КПМГ в СНГ во вступительном слове подчеркнул, что ESGсейчас набирает силу и в России. Однако в процессе становления необходимо понять, во сколько компании обойдется стремление к устойчивому развитию и какие выгоды это может принести.

Управляющий партнёр ESGEEKPartners Илья Кармишин считает, что эта тема не общефилософская, она решает конкретные бизнес-задачи: «Практика устойчивого развития существует не в вакууме, она неразрывно связана с традиционными задачами и входит в общую бизнес-повестку. ESG-стратегия как продукт является триггером для организационных изменений, а с другой стороны, сами изменения могут стать стимулом для того, чтобы эти стратегии вводились. ESG-практики позволяют использовать нематериальную мотивацию, привлекать молодых специалистов, увеличивать лояльность существующих сотрудников. Важен и маркетинговый аспект: введение ESGв жизнь компаний создаёт новые факторы для продвижения продуктов и брендов, увеличивают заинтересованность и вовлечённость аудитории, что в конечном итоге ведет к росту продаж». ESGEEK Partners – партнёрство компаний и экспертов в области устойчивого развития, которое помогает бизнесу внедрять ESG-практики: от разработки стратегии до создания и продвижения брендов и проектирования «зеленых» энергосетей.
Сергей Батулин, топ-менеджер QuadroElectricTechnologies, которая проектирует электрические сети, считает, что неудачи компаний в областиэнергоэффективности обычно связаны с неясным пониманием собственных целей и ошибками в расчетах: «Я прочитал около 50 отчётов крупных российских компаний. Во многих из них есть прогнозы, например, по снижению энергопотребления на 30%. Когда я спрашиваю, как и за счёт чего они планируют добиваться этого снижения, ответы очень расплывчатые. Поэтому очень важно конкретизировать цели, персонализировать собственные объемы потребляемых ресурсов, и сделать расчеты реального снижения потребления после внедрения энергоэффективных инженерных решений. Это чистая математика, переходящая в экономику».

Руководитель департамента управления строительными проектами Cushman&Wakefield Павел Якимчук отмечает, что на данном этапе в России ситуация с экологической политикой намного хуже, чем в развитых странах. «Пресловутый углеродный след на 40% производится объектами недвижимости – от строительства до эксплуатации. Примером прогрессивной стратегии может быть Нью-Йорк, где недавно приняли закон по сокращению выбросов парниковых газов на 80% к 2050 году. Почти все здания, кроме самых маленьких, должны стать углеродно нейтральными. В России пока нет столь глобальных программ, в то время как она занимает 1-е место в мире по интенсивности выделения парниковых газов в пересчете на ВВП, 2-е место по выделению парниковых газов на душу населения и 5-е – по выделению парниковых газов в абсолютных цифрах».

Президент Ассоциации Diversity & Inclusion «Многообразие и вовлечение» Анна Рудакова рассказала осоциальном аспекте ESG: «Мы организация, которая помогает компаниям со стратегией diversity. Это не про HR, это в целом про людей. В основном мы работаем с зарубежными компаниями – McDonalds, Google, Kimberly-Clark и другими. К сожалению, российских компаний, которые заинтересованы в этой теме, пока очень мало. Но мы видим, что компании берут друг у друга пример: если кто-то использует какую-то diversity-практику у себя, её начинают вводить другие. Поэтому надеюсь, что у нас эта тема будет развиваться».
ЕщёоднаизсоставляющихESG-стратегии – качество корпоративного управления: от прозрачности компании до работы с персоналом. «В важности работы с кадрами нет ничего необычного: понятно, что нормальные практики работы с людьми дают лучшие результаты, чем практики плохие, - говорит Михаил Верещагин, директор по персоналу и организационному развитию ПАО «Энел Россия». - Огромное значение имеют опросы сотрудников. Причем не сами опросы, а то, что вы потом делаете с результатами. Мы идем с ними к сотрудникам, обсуждаем их ответы, проясняем, что они имели в виду. Это очень важно. Например, ответ «Я верю, что по результатам опроса будут какие-то изменения» имеет самую высокую корреляцию с удовлетворенностью сотрудников».

Начальник управления анализа рынка акций электроэнергетики и устойчивого развития «ВТБ Капитал» Владимир Скляр смотрит на эту тему исключительно с рациональных позиций: «С точки зрения банка и портфельных инвесторов ESG – это не филантропия, это не про сохранение планеты и улучшение жизни. Это подход к инвестициям, который минимизирует долгосрочные риски и максимизирует потенциальную долгосрочную выгоду от соблюдения принципов устойчивого развития. Поэтому, прежде чем начать интеграцию ESG-практик в стратегию своей компании, нужно подумать, что для вашей компании и вашего сектора принесет реальный материальный эффект». 
Еще более скептичен при определении материальных приоритетов Дмитрий Коломыцын, директор по корпоративным финансам и связям с инвесторами Группы НЛМК: «Можно посмотреть, например, на текущие цены на газ и поведение многих потребителей в Европе. Все забыли про ESG и бросились покупать более дешевый и менее экологичный уголь. Потому что, когда холодно, нужно пережить зиму, а потом уже думать о высоком». 

Другие эксперты рассказали, насколько практикиESG эффективны для решения  ихбизнес-задач. «Мы тоже отталкиваемся от материальности, - подчеркивает Ольга Иванцова, директор направления департамента по работе с инвесторами ПАО «Ростелеком». - Например, мы поняли, что у нас довольно большое энергопотребление, поскольку у нас очень большой портфель недвижимости, большие сети и крупнейшая в стране сеть data-центров. Поэтому одна из важнейших целей в нашей текущей стратегии – это снижение энергопотребления к 2025 году на 15%».

Кроме того, ESG открывает дополнительные финансовые возможности. «Для нас ESG – это фактор инвестиционной привлекательности компании для наших текущих и будущих инвесторов. В нашей стратегии развития мы рассматриваем это как возможность расширения источников фондирования и финансирования. ESG – один из элементов, которые создают дополнительную ценность и стоимость компании», - уверена заместитель директора департамента стратегических изменений АО «ИНТЕКО» Анастасия Лукьянова.

С похожей позицией выступила Ярослава Врубель, руководитель по устойчивому развитию ПАО «ММК»: «ESG — это не что-то новое для нас. Это способ структурировать наш бизнес в том виде, в котором это требуют международные рейтинговые агентства, отчётность. Мы считаем, что стремление к устойчивому развитию и долгосрочный коммерческий успех не противоречат друг другу».

Руководитель проектов по устойчивому развитию X5 Group Мария Подкопаева сообщила, что компания подходит к устойчивому развитию рационально и реалистично. «Для нас устойчивое развитие — это одно из стратегических направлений с конкретными целямии KPI. Если брать нашу цель по экологии, это, например, эффективное управление отходами. У нас более 6000 поставщиков и порядка 50 распределительных центров по всей России, поэтому неизбежно большое количество логистической упаковки, в частности картона. Мы его успешно реализуем. Так, за прошлый год мы реализовали около 630 000 тонн. С учетом постоянного роста цен на картон, мы эффективно распорядились отходами и заработали».

Директор по маркетингу и коммуникациям O1 Properties Елена Белевцева видит позитивные изменения с точки зрения интереса к экологичности коммерческой недвижимости со стороны бизнеса: «Я вижу, как меняется отношение наших арендаторов к этой теме. Они обращают все больше внимания на то, насколько устойчив их офис».

Частных инвесторов эти вопросы пока не слишком волнуют, но и здесь есть прогресс. «В прошлом году мы создали ESG-продукт для инвестирования, который состоит из ценных бумаг эмитентов, ответственно относящихся к устойчивому развитию. Сейчас на рынке уже несколько ESG-продуктов, - говорит Екатерина Горбунова, заместитель генерального директора АО «Управляющая компания ТРИНФИКО». Но пока мы видим, что инвесторы еще не совсем подготовлены, они только начинают свой путь в понимании, что такое ESG».

В целом эксперты оптимистичны и считают, что интерес к теме устойчивости будет расти. «Мы выпускали рэнкинг ESG по первому и второму спискам Московской биржи, это все наши крупнейшие компании, - рассказывает Виктор Четвериков, управляющий директор по проектам развития Национального рейтингового агентства (НРА). - И мы видим, что есть спрос на такую информацию как со стороны инвестиционного сообщества, так и со стороны бирж. Я думаю, эта тема будет развиваться. Она уже перестала быть хайпом и стала вполне прикладной историей».

Организатор мероприятия – ESGEEK Partners
Фотографии и текст: E.Events

Контакты для СМИ:
pr@energy-grp.ru