26.11.2025

ИИ, роботы и сервис 3.0: какие технологии уже меняют девелопмент

20 ноября в рамках программы IV Всероссийского форума «Сервис в девелопменте» состоялась сессия «Эволюция или революция в сервисе: роботы, ИИ, нейросети, машинное зрение и другие страшные сны Сары Коннор». Эксперты обсудили, как использовать ИИ при приемке здания от застройщика к управляющей компании, какими инструментами устранять киберуязвимости в платформах и системах умных домов, а также как пройти путь от цифровизации к ИИ-трансформации и внедрить сервис 3.0.
Модератор сессии — Ландыш Зиязова, заместитель директора по развитию сервисного направления бренда сервисных компаний «Территория комфорта» (Унистрой):

«2020 год — период бурной цифровизации — загнал нас по домам. Сейчас наступил похожий этап, но теперь можно не привлекать других для решения собственных задач — можно привлекать себя. Чтобы внедрять робота или AI, нужно понять, какую задачу мы решаем и какую цель ставим. В чем ценность наших действий? Тогда мы получим реальный цифровой инструмент, а не нечто из мира научной фантастики».

Андрей Тимофеев, CEO CreSu, отметил, что путь любой ИТ-разработки начинается с простого объяснения задачи:

«Заказчик формулирует, что ему нужно. Затем появляются нюансы: как это проектировали, как программист это написал, как отдел продаж это презентовал — и насколько всё это совпадает с тем, что заказчик действительно хотел. Часто не учитываются подводные камни: зависимость проекта от одного человека, концентрация всех исходников у подрядчика, высокая стоимость интеграции. Чтобы избежать проблем, необходимо описывать функциональные и нефункциональные требования и создавать чек-лист задачи на разработку».

Тимофеев подробно остановился на «ловушках маленькой задачи» — как определить и закрыть истинную потребность. Он подчеркнул, что важно формировать не идею, а задачу, потребность и цель, обсуждать процесс, а не только интерфейс, и, используя нейросети, сохранять самостоятельность мышления.
О динамичном развитии российского рынка ИИ рассказал Константин Скобельцын, директор ООО «Научная студия». По его данным, 74% компаний уже внедрили ИИ, в 2025 году ожидается годовой прирост рынка на 25%, а в 2026-м прогнозируется финансовый эффект от внедрения ИИ в размере 450 млрд рублей. Наиболее востребованные функции ИИ — чат-боты, анализ и прогнозирование данных, автоматизация процессов, персонализация контента, кибербезопасность, управление логистикой и разработка продуктов. При этом 95% ИИ-пилотов не дают экономического эффекта из-за низкого качества данных, проблем управления, дефицита компетенций, недостаточной технической зрелости и отказа от инициатив.

Константин Скобельцын отметил:
«В менеджменте благодаря ИИ появилась новая парадигма — создание самоорганизующейся экосистемы. Если раньше вам код писали разработчики, то теперь существует формат AI-менеджмента: ваши 10 тысяч подчинённых агентов работают самостоятельно, управляются суперагентом и не отличаются интеллектом. Уже есть „суперзвёзды“ среди таких агентов. Чтобы предотвратить утечку данных, приходится отказаться от части бонусов облачных хранилищ, однако система будет работать даже при отключённом сервере Яндекса. Сегодня за 200 тысяч рублей можно развернуть ИИ на уровне ChatGPT 3.0 у себя».
В ГК «Высота» ИИ-технологии уже внедряются на практике. Юлия Соловьева, генеральный директор ГК «Высота», предложила участникам рынка объединить базы данных о кейсах, в которых клиенты ставят максимальные оценки, чтобы сформировать единый полезный инструмент.

«Сегодня заметны два ключевых тренда: массовый переход на технологии „Умный дом“ и кризис в управлении многоквартирными домами. Это ведёт к низкой эффективности традиционных методов управления и проблемам со сбором платежей. Выходом могут стать интегративные системы управления на базе ИИ с обязательным модулем проактивной кибербезопасности. Необходимо разработать архитектуру комплексного управления, определить требования кибербезопасности, протестировать пилот, создать технико-экономическую модель и утвердить её на уровне государства. Будущее управления недвижимостью уже здесь — и мы его создаём».

К завершению сессии в зал вошёл робот-гуманоид, предваряя выступление Александра Васенина, эксперта по робототехнике АО «Джи-Групп», который поднял вопрос: почему человекоподобные роботы до сих пор не распространены в сфере ЖКХ?

«Фантастике мешают технологические барьеры и экономическая нецелесообразность. Лучшие модели работают всего 4 часа, стоят около 6 млн рублей, их обслуживание и обновление — тоже дорого. Есть и социальные ограничения: не все готовы впустить робота в свой дом. Пока человечество получает „рой“ простых устройств вместо одного дорогого андроида: роботы-пылесосы, мойщики окон, системы „умный дом“, газонокосилки».

Спикер рассказал, что на заводе BMW уже тестируют робота для бытового применения: модель с мягкой обшивкой умеет выполнять простые команды, открывать дверь, загружать посудомойку. Выпуск намечен на 2026 год, ориентировочная стоимость — 20 тысяч долларов.

В финале эксперты подчеркнули: «Начните сегодня, и через год вы будете недосягаемы». Гиперавтоматизация уже стала частью работы многих компаний, а впереди — появление AGI, искусственного общего интеллекта, который способен обучаться на лету и обладает элементами эмоционального интеллекта.
Организатор — E.EVENTS. Премия-партнер — Service Realty Awards.
Партнеры мероприятия: Академия управления жилой и коммерческой недвижимостью, Домовой градусник, Сеть коворкингов F2, КОНТИНЕНТЭНЕРГО, компания «Световые Технологии» и компания «КС ГРУПП».

Права на текст и фотографии: ООО "ЭГ" (бренд EnergyEvents)
Контакты для СМИ: pr@energy-grp.ru