16.09.2025

Интервью с Маринэ Тоноян

Председателем Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом.
— Маринэ, какие инструменты Ленинградская область использует для оценки эффективности вовлечения неиспользуемых участков в хозяйственный оборот? Какие механизмы позволяют возвращать такие земли в активное использование?

— Эффективность можно оценить через финансовые показатели. Основным индикатором является объём поступлений в консолидированный бюджет региона от аренды и продажи земельных участков. Чем выше доходы, тем активнее вовлечение.

Так, в 2024 году доходы от сдачи земель в аренду выросли на 19,8% по сравнению с 2023 годом и составили 3,1 млрд рублей. Большая часть этих поступлений приходится на участки, государственная собственность на которые не разграничена. Мы также выполнили показатели по доходам от аренды земель, собственность на которые разграничена, благодаря активному взаимодействию с арендаторами и информированию сельхозорганизаций о доступных преференциях.

Для расширения вовлечения мы публикуем списки участков, которые можно получить без торгов — в первую очередь для фермеров и сельхозпредприятий. Регулярно направляем запросы в муниципалитеты о наличии таких земель, а также информируем арендаторов о праве выкупа участков без торгов, если они используют землю более трёх лет. Эта мера оказалась востребованной — многие фермерские хозяйства не знали о своём праве и начали активно им пользоваться.

Работает и программа «Ленинградский гектар». Она нацелена на социально-экономическое развитие отдалённых районов региона. По итогам конкурсного отбора фермерам предоставляются участки для сельхозпроизводства в аренду. Кроме того, мы проводим открытые аукционы по продаже изъятых в судебном порядке земель, если они использовались ненадлежащим образом.

Большую роль играют и комплексные кадастровые работы: уточняются границы, проводится инвентаризация. В 2025 году охват составит 391 кадастровый квартал и более 5 тысяч объектов недвижимости. В бюджете 2026 года на эти цели предусмотрено уже 13 млн рублей — в два раза больше, чем в текущем году.

В результате Ленинградская область стабильно входит в десятку лучших регионов России по вовлечению сельхозземель в оборот. С 2022 по 2024 годы мы поставили на учёт почти 10 тысяч гектаров, и в планах на 2026-й ещё не менее 7 тысяч гектаров.
— Какой KPI вы считаете ключевым в оценке результативности работы региона в сфере управления земельными ресурсами?

— Я бы выделила несколько основных показателей:
  • доля земель, вовлечённых в оборот;
  • выполнение плановых показателей доходной части бюджета;
  • качество администрирования — количество успешных торгов и судебных споров;
  • удовлетворённость пользователей — бизнес и граждане оценивают качество предоставляемых услуг через Госуслуги;
  • количество льготных категорий граждан, которые реализовали право на бесплатное предоставление участков.

Эти показатели в совокупности позволяют объективно оценить эффективность управления земельным фондом.
— Как цифровизация помогает в работе с государственным имуществом?

— Она значительно упрощает взаимодействие между органами власти и гражданами. Сегодня существует широкий спектр программных продуктов, которые автоматизируют учёт имущества и позволяют принимать решения быстрее.

Для граждан удобство заключается в возможности подавать документы онлайн через Госуслуги. Перспективы есть и дальше: например, синхронизация НСПД (Национальной системы пространственных данных) с Госуслугами даст ещё больше возможностей.

Мы уже активно пользуемся сервисом «Земля просто» в НСПД: он позволяет участникам СВО самостоятельно сформировать схему земельного участка, сократив расходы на услуги кадастрового инженера. Ленинградская область стала пилотным регионом по наполнению НСПД и передала все запланированные данные — от прибрежных защитных полос до объектов культурного наследия. Сегодня мы активно участвуем в наполнении раздела «Земля фермерам».
— Используются ли в регионе геоинформационные системы и автоматизация процессов? Как помогает инвесторам система ИРИС?

— Да, у нас работает Региональная государственная информационная система (РГИС). Она объединяет данные из разных официальных источников: сельхозугодья, объекты культурного наследия, ортофотопланы и многое другое.

С 2020 года внедряется «Автоматизированная информационная система управления имуществом Ленинградской области». Она позволяет вести учёт арендуемых участков и всей информации об арендаторах. Для обмена данными с администрациями используется АИС «СБОР».

А система «Инвестиционное развитие территории Ленинградской области» (ИРИС) помогает инвесторам подбирать площадки для размещения производств. Она значительно упрощает процесс поиска земель. Дополняет этот функционал ГИС ОГД, которая аккумулирует все правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и генпланы.
— Какие типичные ошибки совершают инвесторы при взаимодействии с госструктурами в сфере земли?

— Основная ошибка — слабое ознакомление с нормативной базой. Из-за этого инвесторы иногда подают неполный пакет документов или не соблюдают критерии, предусмотренные законом.

Второй момент — не все обращаются в межведомственную комиссию по размещению производительных сил, хотя её заключение является обязательным.

Мы всегда рекомендуем инвесторам внимательно изучать требования законодательства, проходить все согласования и проверять соответствие земельного участка планам проекта. Такой подход позволит избежать задержек и правовых рисков.