27.11.2025

Инженер как инвестиция: ключевые выводы сессии о техническом обслуживании на форуме «Сервис в девелопменте»

На сессии «Сервис, который становится культурой». Участники обсудили, как раскрыть потенциал ИТР и главных инженеров, как график работы влияет на качество сервиса, выгорание и текучесть кадров, как отражается на экономике и эффективности эксплуатационных компаний, где искать баланс между затратами и качеством, а также какими компетенциями должен обладать инженер нового поколения.
Наталья Афанасова, директор, руководитель отдела по управлению эксплуатацией объектов недвижимости CORE. XP, отметила: «Наши аналитики прогнозируют до 2030 года введение в эксплуатацию более 3 млн кв. м новых многофункциональных площадей, сосредоточенных преимущественно в Москве. Там есть апартаментная часть, офисная, торговая, многоформатные light industrial. Все площади распродают максимально, никто не думает о будущем управлении, не оставляя помещений под управление. Наш клиент не всегда готов понимать, какие площади нужно оставить под общее имущество, и в итоге сложности с кадастрированием выходят для УК на первое место».

Спикер также выделила основные тренды в коммерческой и жилой недвижимости в Москве и регионах. Среди них — многопрофильные команды в девелоперских компаниях (включая юристов и специалистов по кадастровым вопросам), смещение сроков строительства на восемь месяцев или год, что приведёт к росту ставок эксплуатации на 20−30%. К точкам роста она отнесла сокращение непроизводительных затрат, автоматизацию процессов, снижение отходов, повышение энергоэффективности, инвестиции в инновации, модернизацию оборудования, повышение квалификации персонала, концентрацию доходной и расходной части в одних руках, оптимизацию штата (80% затрат на ремонт и обслуживание — это ФОТ), контроль качества на всех этапах и цифровизацию процессов, включая применение ИИ.
На фоне роста объёмов недвижимости всё острее встаёт вопрос инженерно-технических кадров. По словам Вячеслава Шитова, руководителя блока технической эксплуатации C&U, текущая статистика Росстата и Минстроя свидетельствует о дефиците инженеров — по России он составляет 600 тысяч человек. В ЖКХ 50% специалистов находятся в предпенсионном возрасте. Молодые кадры уходят, поскольку зарплаты в ЖКХ на 10−30% ниже, чем в строительстве. Причину спикер видит в целой совокупности факторов: организационных, бюрократических, образовательных, культурных и мотивационных.

Вячеслав Шитов подчеркнул: «Сегодня главный инженер — не просто сантехник. Это специалист, который как кризис-менеджер ликвидирует аварии, как экономист повышает доходность объекта, как технолог обеспечивает обслуживание. И нам важно развивать компетенции инженеров. Инвестиции в инженера — это инвестиции в стабильность, они дают ощутимый экономический эффект. По опыту нашей компании: эксплуатационные затраты снижаются на 15%, затраты на гарантийный ремонт — на 40%, рост доходов от сервисных услуг составляет 20%, а повторные аварии снижаются на 60%».
О том, как график работы техников становится ключевым фактором качества сервиса, рассказала Екатерина Беделова, главный специалист Департамента по работе с персоналом АО «ФортеИнвест»: «Правильно выбранный график работы низового технического персонала — 90% успеха. Вахта 15/15 подходит для удалённых объектов, где невозможна ежедневная ротация. В крупных городах такая схема создаёт искусственные проблемы, высокую текучесть персонала и скрытые затраты. График 1/3 идеален для города: он обеспечивает баланс между операционными потребностями, благополучием сотрудников и стабильным результатом — ровным качеством сервиса, низкой текучестью, предсказуемыми затратами».

Спикер подчеркнула, что режим работы — это стратегический инструмент, влияющий на стабильность сервиса, скорость реакции, эмоциональное состояние сотрудников, текучесть персонала и экономическую эффективность.
Тему инженерной безопасности и надёжности инженерной и IT-инфраструктуры современного ЖК продолжил Игорь Краюшкин, руководитель Лаборатории умных систем компании SmartBase (ГК Основа): «Мы создали Ситуационный центр, куда после обработки первичных запросов ИИ стекаются данные с объектов. На них оперативно реагирует дежурный. Оказалось, что это подразделение может также работать с видеоаналитикой, собирать данные с других систем безопасности и выполнять функции PSIM-платформы, SCADA, отдельных APM и специалистов. Диспетчер решает вопрос удалённо или передаёт задачу выездной команде».
Модератор дискуссии, Роман Радачинский, технический директор УК «Культура» (компания «Главстрой»), отметил: «Я наблюдаю высокий интерес к темам инженерных систем. На форуме Service Development состоялось историческое выступление инженера. Это первая сессия, где инженер рассказал о своих болях и победах, о тенденциях рынка и развитии инженерных кадров. И главное — прозвучала мысль, что инженер — это инвестиция. Думаю, это должно стать слоганом наших будущих сессий».
Организатор — E.EVENTS. Премия-партнер — Service Realty Awards.
Партнеры мероприятия: Академия управления жилой и коммерческой недвижимостью, Домовой градусник, Сеть коворкингов F2, КОНТИНЕНТЭНЕРГО, компания «Световые Технологии» и компания «КС ГРУПП».

Права на текст и фотографии: ООО "ЭГ" (бренд EnergyEvents)
Контакты для СМИ: pr@energy-grp.ru