Выступая на первой сессии «Эффективной команде – комфортный офис», Инна София Подбельцева, руководитель проектов «Русатом Инфраструктурные решения», Госкорпорация «Росатом», отметила: «2022 год – то, где мы находимся сегодня, – "кричащая неизвестность". Данное определение очень точно описывает ситуацию в любой отрасли на сегодняшний момент в нашей стране. Что это нам дало с точки зрения сложившейся практики? Несмотря на то что у нас неизвестность, мы ничего не потеряли. У нас есть три кирпича: законодательно-нормативная база, образование и рыночная практика. К великому сожалению, между ними нет большой взаимосвязи, над чем, собственно, мы все и будем работать».
Татьяна Туманова, директор по техническому аудиту ПАО «Ростелеком», раскрыла проблему взаимодействия между анализом хозяйственной деятельности и операционными функциями компании для максимально эффективного решения бизнес-задач и получения кросс-функционально выгодных кейсов.
Максим Кириллов, исполнительный директор, директор административного департамента КБ «Ренессанс Кредит», уверен, что при организации рабочего пространства и выборе оптимального формата офиса необходимо использовать work place strategy – стратегию, которая позволяет определить и создать самую продуктивную структуру рабочего пространства. Следует поддерживать различные типы активностей для каждого департамента, при этом определённое количество рабочих мест в офисе должно быть не закреплено в соответствии с гибридным форматом работы и высоким уровнем абсентеизма.
Вопрос адаптации офисов под требования нового времени рассмотрела Елена Шитова, административный директор Lamoda: «В эпоху Lamoda Home 2.0. к нам пришло понимание, что нужно постепенно стирать границу между понятиями "офис" и "дом" – мы хотим, чтобы сотрудники в офисе чувствовали себя как дома и при этом дома могли так же полноценно работать, имея под рукой все те же самые сервисы».
Административный директор VK Анна Латкина-Туркова представила офис как территорию комфорта: «Я за то, что офис будет с нами всегда. Офис – это место для встречи и формирования новых идей. Это место, где рождается бизнес, а бизнес делают люди. Соответственно, в нём должно быть комфортно».
Выступая на ключевой сессии «Устойчивость офисного рынка: сбалансированный подход», Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate (ex.JLL), отметила: «2022 год стал уникальным и непростым в жизни офисов. Что ожидается дальше? Прогнозы не так оптимистичны, как нам бы хотелось. На 2023 год закладывается негативная динамика, и это означает продолжение снижения бизнеса в сравнении с текущим годом. Положительная динамика начнётся во второй половине 2023 года, но в цифрах она сможет отразиться только в 2024 году. Такой позиции придерживаются все наши регуляторы, и это базовый сценарий, который не закладывает различных рисков и кардинальных изменений ситуаций, которые мы сейчас наблюдаем».
Сергей Назаров, основатель и генеральный директор Group of Companies Times, считает: «Разговор о трендах и драйверах сейчас имеет, скорее, философский характер. Однако, по большому счёту и к сожалению, основные тренды уходящего года не совсем позитивные. Их всего четыре: уход международных компаний, сжатие бизнеса, снижение девелоперской активности и рынок арендатора. Драйверами 2022 года стали востребованность качественных офисов, повышение устойчивости компаний, клиентский сервис, технологии и устойчивое развитие».
Про изменение портрета арендатора различных типов офисов рассказала Анна Филиппова, заместитель директора по стратегии и продажам Multispace.
Никола Обайдин, директор по офисной недвижимости PPF Real Estate Russia, затронул тему сохранения успешности и замены уходящих арендаторов.
Татьяна Шараева, президент Национальной ассоциации операторов сервисных офисов и коворкингов (НАОК), рассмотрела результаты мировых исследований коворкингов на конец 2022 г. и их будущее: «Большой спрос будет на готовые помещения. Кризис быстро не закончится, и, конечно, выживет сильнейший. Чтобы быть сильным, нужно иметь знания и опыт».
Конференция «Офисный формат: итоги года» как раз и предоставила участникам возможность поделиться опытом работы в непростой для рынка офисной недвижимости период.