02.06.2025

Сервис в девелопменте: Управляем бизнес-центром

В рамках сессии «Управляем бизнес-центром» эксперты обсудили человекоцентричность как основной вектор развития сервисных услуг в бизнес-центре, особенности управления коммерческой недвижимостью, важность стандартов сервиса в управлении коммерческой недвижимостью, «зеленый» подход в управлении недвижимостью, а также ОСС и общее имущество в бизнес-центре с множественностью собственников.
Мероприятие открыл модератор Дмитрий Свешников, управляющий директор Standard Property & Facility Management, отметив, что в 2020 году началась отправная точка в развитии бизнес-центров и новое понимание сервиса, в 2023 году изменился облик арендаторов коммерческой недвижимости, но главным вызовом было повышение фонда оплаты персонала и утечка персонала, когда переподписывались бюджеты объекта. Наступил 2025 год – и наступило некое затишье. Что происходит?
«Сегодня мы наблюдаем постепенный последовательный спад популярности полностью удаленных форматов работы – компании и сотрудники ищут баланс работы из офиса и из дома», – считает Майя Грехова, генеральный директор УК CMWP. По ее мнению, изменились и требования к предоставлению сервисных услуг в бизнес-центрах – равновесная поддержка обеих моделей работы с фокусом на человека и непрерывное технологическое развитие.

«Изменились компании, вслед за ними изменились офисные пространства, и фасилити операторы должны не просто адаптироваться и отвечать на новые запросы и вызовы, но и формировать векторы развития офисных пространств. В противном случае отставание услуг от запроса рынка будет тормозить развитие офисов». По словам Греховой, ожидания по заработным платам сотрудников в сфере технического обслуживания за последние два года выросли примерно на 30-50%, в индустрии чистоты рост еще ощутимее. При этом размер контрактов изменился менее значимо. «В 2024 году мы увеличили количество и объем услуг. Основным драйвером роста стала ориентация на людей, потому что мы понимаем, что человек есть мера всех проектов, – сказала спикер. – Мы мотивируем наших заказчиков к развитию их бизнеса, переводя их непрофильные задачи в круг своих обязанностей, вдохновляем наших сотрудников оказывать высококлассный сервис и создаем возможности для реализации и развития как сотрудников заказчиков, так и членов нашей команды».
Функция «сервис» напрямую влияет на выбор управляющей компании, заявил Владислав Ворошилов, заместитель генерального директора УК «Сервис плюс». По опыту спикера, мобильное приложение помогло «Сервис плюс» вернуть маленькие компании в качестве клиентов дополнительных услуг, таких как клининг, доставка воды, умный паркинг. Смарт-сервисы теперь разрабатываются под особенности каждого конкретного объекта – и это еще одна современная тенденция. Конкурентное преимущество будет иметь компания, которая развивает Area service, слышит людей и предвосхищает их мысли.
Бизнес-центры будущего будут связаны с экологической повесткой, считает Анастасия Авилова, руководитель проектов устойчивого развития Standard Property & Facility Management. Устойчивое развитие компании связано с раздельным сбором отходов, разумным ресурсопотреблением и расчетом выброса парниковых газов. «Эта программа позволила нам в 2023 году добиться снижения потребления тепла на 16% и на 17% - выбросов парниковых газов, - заявила Анастасия Авилова. - По сравнению с 2023-м годом в 2024-м мы вышли на общую экономию ресурсов в 2-3%. Эти практики очень помогают при сертификации объектов недвижимость по международным стандартам и положительным независимым оценкам на рынке». Еще одной тенденцией будущего спикер назвала социальную составляющую: инклюзивные программы, льготную и бесплатную аренду под детские мероприятия или проекты РПЦ, а также безвозмездную услугу шиномонтажа.
По словам Дмитрия Свешникова, сейчас все чаще наблюдается продажа бизнес-центров «в мелкую нарезку» и отход от классической формы их управления. Опытом управления бизнес-центром «Водный стадион», где находятся более 120 арендаторов, поделился Константин Апарин, генеральный директор УК «Водный Стадион». Спикер рассказал об особенностях создания комьюнити бизнес-центра через собрания собственников, тендер и сбор средств на инициативы, и отметил, что для этого пришлось создать команду – гибридную форму со специалистами из области ЖКХ и мира коммерческой недвижимости.
Еще одно стремительно развивающееся направление развития рынка - гибкие офисы. О стандартизации сервиса «от охраны до капучино» рассказала Наиля Хаева, старшая управляющая объектами Space 1 JET. Высокий уровень сервиса можно держать за счет четкой ежедневной стандартизации всех процессов, которая помогает минимизировать ошибки, снизить риски и снизить временные затраты на разбор ситуаций. Чтобы внедрить стандарты, нужно понять, какие процессы проседают, вовлечь инициативную группу и сделать стандарты динамичными. По словам Наили Хаевой, стандарты – не догма, а инструмент развития.
Организатор – E.EVENTS. Премия-партнер – Service Realty Awards. Партнеры мероприятия: YarSecurity, ПЭМ. Экспонент — Dispex.


Автор:
E.Events

Фото:
E.Events