Продолжил тему
автоматизации и цифровых решений Денис Иванов, управляющий партнер ODIN: «В управлении и эксплуатации бизнес-центров, с точки зрения автоматизации процессов, сейчас наблюдается примерно то, что происходило в банках несколько лет назад. Все больше компаний инвестирует в оцифровку своих сервисов. Например, мы за 2020 год на создании этих решений показали рост выручки в три раза». По подсчетам эксперта, для управляющих компаний комплексная автоматизация бизнес-процессов и эксплуатации БЦ может сэкономить 20 часов рабочего времени на 1 сотрудника и увеличить выручку на 20% при том же штате.
Директор по коммерческой недвижимости AFI Development Сергей Баранов рассказал о том, как меняются требования арендаторов и форматы офисов в новых условиях. «Пандемия дала определенный триггер и толчок к переосмыслению офисных пространств. Арендаторы оценивают, сколько времени сотрудники проводят в офисе, сколько места им нужно, как организовать их пребывание, чтобы повысить безопасность в условиях пандемии и снизить расходы. Мы видим тренд на оптимизацию площадей, меняется зонирование. Если раньше это был классический openspace, то сейчас появляются зоны коллаборации, зоны без фиксированной посадки. Теперь это востребовано не только в IT, но и в более консервативных сегментах». К слову, по данным KnightFrank, наиболее активными пользователями офисов в I полугодии 2021 стали компании сектора ТМТ (технологии, медиа, телекоммуникации), их доля в общем объеме сделок составила 33%. На втором месте оказались представители сферы Банки/ Финансы/ Инвестиции с долей в 16%.
В современных быстроменяющихся условиях для девелоперов и собственников бизнес-центров строительные работы не заканчиваются после введения здания в эксплуатацию. Приходится следить за трендами и при необходимости адаптировать, модернизировать и реконструировать офисы. О развитии услуги fitout, при которой эти работы полностью берет на себя внешняя компания,
рассказал операционный директор MD Facility Management Борис Мезенцев. По словам эксперта, в Москве и Санкт-Петербурге растет как востребованность этой услуги, так и профессионализм исполнителей, которые берут на себя все работы от дизайн-проекта и проектирования инженерных систем до согласований, строительных работ и комплектации готовых пространств.
Исполнительный директор сети сервисных офисов #BusinessClub от Capital Group Евгений Овчинников рассказал о том, как sharing-экономика влияет на офисную недвижимость. Если изначально коворкинги создавались для фрилансеров и самозанятых, сейчас сервисные офисы и отдельные рабочие места для своих сотрудников и команд арендуют и крупные корпорации. Поэтому потенциал рынка огромный: «По оценке C&W, объем рынка гибких рабочих пространств в Москве составляет 279 000 кв. м, это всего 1,5% от общего объема офисной недвижимости. В лидирующих деловых центрах – например, в Лондоне, в США – этот показатель уже превышает 5%, где-то находится ближе к 7%. Но в Москве рынок развивается очень активно, поэтому надеюсь, мы быстро дорастем до показателей зарубежных коллег».
Еще один важный тренд в сегменте высококлассных бизнес-центров – «зеленый» девелопмент и экологическая сертификация. По словам Сергея Баранова, международные эко-стандарты удорожают строительство на 15-20%, но в некоторых случаях наличие сертификата – это обязательное требование со стороны крупных арендаторов. Причем, как говорит Леонид Волох, в последнее время они обращают большее внимание не на энергоэффективность, а на стандарты FitWell, которые в большей степени нацелены на человека, находящегося внутри здания, его здоровье, комфорт и психологическое благополучие.
Закрыл конференцию
Ирек Аллаяров, управляющий партнер компании SOK, которая приняла мероприятие на своей площадке. Он вернулся к разговору о коворкингах и социальной функции бизнес-центров: «Мы считаем важным создавать социальную функцию в коворкингах и сервисных офисах. Это не просто организация досуга, но и возможность горизонтального общения и знакомства. Люди налаживают контакты, получают быстрый доступ друг к другу. Это похоже на членство в бизнес-клубе, только в данном случае сотрудник получает его вместе с рабочим местом».
Организатор мероприятия – компания E.Events.
Премия-партнер – GreenPropertyAwards.
Официальный партнер – Okdesk.
Партнеры – YarSecurity, InState, Odin, SOK.
Контакты для СМИ:
pr@energy-grp.ruФотографии и текст: E.Events